Где захоронен и ф богданович. Богданович, ипполит федорович


Род. 23 декабря 1743 г. в местечке Переволочне, в Малороссии. В раннем детстве он обнаружил страстную любовь к чтению, рисованию, музыке и поэзии. На одиннадцатому году он был отвезен в Москву и записан в Юстиц-коллегию юнкером. Президент коллегии, заметив в нем особенную склонность к наукам, позволил ему учиться в математической школе, бывшей тогда при Сенатской конторе. Но Богданович увлекался поэзией и театром. Побывав однажды в театре, он так был поражен всем виденным, что отправился к М. М. Хераскову, бывшему тогда директором московского театра, с просьбой принять его в актеры. Автор же "Россияды" уговорил 15-летнего Богдановича записаться в число слушателей московского университета, предлагая у себя помещение. В доме Хераскова и в университете, "учась правилам искусства и языку поэзии" и участвуя в издаваемом Херасковым журнале "Полезные Увеселения", Богданович провел все время до 1761 г. Пользуясь покровительством как Хераскова, так и директора московского университета Мелиссино, Богданович в этом году был определен в университет "к надзиранию за классами", а в следующем - в комиссию о строении ворот, причем сочинял для триумфальных ворот надписи. В доме Хераскова Богданович успел завязать различные знакомства с людьми знатными и высокопоставленными, обратил на себя особенное внимание княгини Е. Р. Дашковой, которая даже принимала участие в журнале "Невинное Упражнение", издававшемся под редакцией Богдановича в течение полугода в 1763 г. По протекции E. P. Дашковой Богданович в том же году получил в штате графа H. И. Панина место переводчика Иностранной коллегии и переехал в Петербург. Известный публике мелкими стихотворениями и довольно удачными переводами из Вольтера, которые печатались в "Невинном Упражнении", Богданович в 1765 г. издал свою первую небольшую поэму "Сугубое блаженство", которая, однако, успеха не имела. В 1766 г., назначенный состоять секретарем нашего посольства при саксонском дворе, Богданович провел там два года. Нет сомнения, что дрезденское общество, живописные окрестности города и сокровища искусства, украшающие знаменитую дрезденскую галерею, имели сильное влияние на развитие его поэтического таланта. По возвращении из Дрездена в 1768 г. в Петербург Богданович всецело посвятил все свои досуги литературе: сочинял стихи, переводил стихами и прозой, пока наконец в 1775 г. не "положил на алтарь Граций свою "Душеньку". "Он жил тогда, - как говорится о нем в статье "Вестника Европы" 1803 г., № 10, - на Васильевском острове, в тихом уединенном домике, занимаясь музыкой и стихами, в счастливой беспечности и свободе; имел приятные знакомства, любил иногда выезжать, но еще более возвращаться домой, где муза ожидала его с новыми идеями и цветами". В год появления в свет "Душеньки" Богданович (с сентября 1775 г.) в течение 6-ти месяцев издавал "Санктпетербургский Вестник" и с этого года до декабря месяца 1782 г. "имел главное смотрение" за изданием "Санктпетербургских ведомостей". "Душенька" поставила Богдановича наравне с первыми поэтами того времени. Эта поэма, сюжет которой заимствован Богдановичем из повести Лафонтена "Любовь Психеи и Купидона", в свою очередь заимствованной Лафонтеном у Апулея, имела успех необычайный. Императрица Екатерина II отозвалась о поэме с большой похвалой, сановники и придворные наперерыв спешили заявить автору знаки уважения; поэты прославляли его "в эпистолах, одах, мадригалах и надписях". Современникам, утомленным однообразием ложноклассических произведений, написанных по всем правилам строгой теории, в "Душеньке" понравилась игривость, смешение ложноклассического с русским, народным, понравился также и стих - вольный и разнообразный по количеству стоп и сочетанию рифм. Успех "Душеньки" много способствовал успеху автора и на службе, и в обществе; Богданович начинает писать только из желания угодить своей высокой покровительнице, особенно поощрявшей драматургию. Между 1775 и 1789 г. Богдановичем написаны между прочим лирическая комедия "Радость Душеньки" (1786 г.) и драма "Славяне" (1787 г.), игранные на Эрмитажном театре (последняя во время празднования двадцатипятилетия со дня вступления на престол Екатерины II). Около этого же времени Богданович предпринял написать "Историческое изображение России", о котором современники отзывались как "об опыте легком, несовершенном, но довольно приятном". Вообще же после "Душеньки" ни одно произведение Богдановича успеха не имело. Под конец царствования Екатерины II он сделался одним из ревностнейших придворных поэтов, посвятивших свои досуги прославлению Государыни, и перевел все лучшие стихи, написанные в честь Монархини Вольтером, Мармонтелем и др. За этот период деятельности Богдановича замечателен сборник "Русские пословицы" (1785 г.). Они собраны и переложены в стихи по желанию Императрицы, вообще любившей народные поговорки; пословицы в сборнике сглажены, смягчены и расположены по тем нравственным вопросам, которые положены в основу их (так, отд. I озаглавлен: нужная умеренность в жизни, II - нужное терпение в жизни, ІV - стыд хвастовства, VIII - глупость спеси и т. д.). В 1787 г. Богданович по именному монаршему повелению сочинил из русских пословиц два театральных представления. На этом литературную деятельность автора "Душеньки" можно считать оконченной. Служебная деятельность его с 1780 г. была посвящена государственному санкт-петербургскому архиву, в котором Богданович до 1788 г. состоял членом, затем председателем, до выхода в 1796 г. в отставку с полным окладом жалованья. Вскоре после этого Богданович переселился к своим родственникам в Сумы, а в 1798 г. переехал в Курск, откуда одой приветствовал вступление на престол Александра I. В начале декабря 1802 г. Богданович занемог, а 6 января 1803 г. скончался и погребен на курском городском кладбище.

В числе произведений, изданных до появления "Душеньки", кроме вышеупомянутых, известны: 1) "Ода на новый 1763 г.", М., 2) "Малая война, описанная майором в службе короля прусского", пер. с французского, СПб., 1768 г., 3) "Сокращение из проекта о вечном мире Руссо", СПб., 1771 г., 4) "История о бывших переменах в Римской республике" Вертота, с франц., 3 ч., СПб., 1771-1775 гг., 5) "Лира, или Собрание разных в стихах сочинений и переводов некоторых муз любителя", СПб., 1773 г. и 6) "Гимн на бракосочетание В. К. Павла Петровича", СПб., 1776 г. Первое издание "Душеньки", сделанное Ржевским, появилось в 1783 г. в Петербурге под заглавием: "Душенька, древняя повесть в вольных стихах". Затем первая и третья книги этого издания перепечатаны без перемены Сопиковым во 2-м томе "Опыта Российской Библиографии". Второе исправленное издание вышло в 1794 г.; третье - в 1799 г.; четвертое - в "Собрании сочинений и переводов Богдановича", изданном Бекетовым, 1809-1810 гг. в 6-ти частях; пятое - отнесено Сопиковым к 1811 г., но оно сгорело в Москве во время пожара 1812 г.; шестое сделано Смирдиным в 1848 г. в его издании "Полного собрания сочинений русских авторов", куда вошли и остальные сочинения Богдановича. Наконец, "Душенька" выдержала еще два издания в "Дешевой библиотеке", издаваемой А. С. Сувориным.

"Вестник Европы", 1803 г., №№ 3, 9 и 10 (статья Н. М. Карамзина, написанная по сведениям, доставленным братом поэта). - "История русской словесности" А. Д. Галахова, т. II, изд. 2-е. - "История русской литературы" П. И. Полевого, т. II, изд. 5-е. - Словари: Геннади, Старчевского, Плюшара, Березина и Венгерова. - "Русские поэты в биографиях и образцах" Н. В. Гербеля, изд. 3-е. - Характеристики см. у Белинского, т. VIII и у А. И. Незеленова: "Литературные направления в Екатерининскую эпоху".

{Половцов}

Богданович, Ипполит Федорович

Поэт Екатерининских времен; род. 23 декабря 1743 г. в Переволочне; десяти лет был записан в военную службу, но по окончании Московского университета в 1761 году определен был надзирателем за классами в университет, а в 1762 г. в комиссию о строении триумфальных ворот, для которых сочинял надписи. В 1763 г. был прикомандирован в штат гр. П. И. Панина, а с 1764 начал службу в Иностранной коллегии; с 1766 по 1769 г. был секретарем русского посольства при Саксонском дворе. В 1799 г. переведен в департамент герольдии, а в 1780 г. членом в государственный архив, где с 1788 г. был председателем. 1 мая 1795 г. уволен от службы и в следующем году оставил Петербург. Умер в Курске 6 января 1802 года. Писать стихи начал в детстве и уже 14 лет печатал их благодаря Хераскову и Meлиссино. В 1763 г. он познакомился с гр. Дашковой и принимал участие в журналах, выходивших при ее участии. Около 1775 г. сочинил вольную повесть в стихах - "Душеньку" , подражая Лафонтену, заимствовавшему свой сюжет из Апулея; напечатана в первый раз была она в 1783 в СПб. и до 1841 г. выдержала 15 изд.; последнее в 1887 г. А. Суворина в "Дешевой библиотеке". Сочинение это доставило Б. известность и обратило на него внимание Екатерины II. По ее поручению он написал для Эрмитажного театра "Радость Душеньки" (1786 г.), "Славяне" (1787 год) - пьесы, не имевшие успеха. С сентября 1775 года он издавал "С.-Петербургский вестник", а с 1775-1782 гг. редактировал "СПб. ведомости". Кроме того, он написал: "Сугубое блаженство" (поэма СПб., 1765); "Добромысл", (др. пов. в стихах. М., 1805); "Блаженство народов" (поэма, М. 1810); "Берег" (СПб., 1812); "Русские пословицы" (3 ч. СПб., 1785; здесь народные пословицы переделаны в двустишия); "Лира, или собрание разн. соч." (СПб., 1773). Плодом его исторических занятий осталось "Историческое изображение России" (СПб., 1777) и переводы: "Малая война, описанная майором в службе короля Прусского" (с фр., СПб., 1768);. "Сокращение из проекта о вечном мире Руссо (из Сен-Пьера)" (СПб., 1771) и "Вертота , история о бывших переменах в Римской республике" (с фр. 3 ч. СПб., 1771-75). Б. оставил автобиографию (напечатана в "Отеч. зап.", 1853, № 4). Собрание его сочинений вышло в Москве в 1809-1810 гг., 6 ч.; 2-е изд. - М. 1818-19 гг., 4 ч.; 3-е - Смирдинское, в 2 ч., в 1848 г.

Из всего написанного Б. историко-литературное значение имеет только "Душенька". Она явилась довольно смелым диссонансом в поэзии XVIII в., занимавшейся производством торжественных надутых од. Современники были поражены новизною ее содержания и формы и произвели Б. в "гении". "Душенька" породила массу подражаний и переделок, как какое-нибудь "классическое" произведение. Смерть Б. вызвала массу эпитафий, в которых Б. превозносится именно за написание "Душеньки":

"Зачем нам надписьми могилу ту чернить

Где Душенька одна все может заменить?"

Говорится в одной из них. В наше время в "Душеньке" можно отметить легкость стиха и желание, насколько позволяет официальная и нравственная цензура, побеседовать о "клубничке", благодаря которой поэма главным образом и имела успех у современников.

{Брокгауз}

Богданович, Ипполит Федорович

(1743-1803) - поэт. Многочисленные сочинения Б. малоценны в художественном и историко-литературном отношениях. Известностью Б. обязан своей поэме "Душенька, древняя повесть в вольных стихах" (1775). Образцом для нее послужила "Любовь Психеи" Лафонтена, представляющая искажение греч. мифа. "Душенька", выдержавшая ряд изданий, была в рус. литературе 18 в. одним из первых образцов французской "легкой поэзии"; произведение это, благодаря новизне содержания и формы, пользовалось громадным успехом у читателей, утомленных напыщенностью трагедий, торжественных од, героических поэм.

Лит.: Венгеров, С., Критико-биографический словарь, т. 4; "Русская поэзия", под ред. С. Венгерова, вып. 3 и доп.; Русский биографический словарь, изд. Русского исторического общества, т. 3.

Богданович, Ипполит Федорович

Русский поэт. Происходил из небогатой дворянской семьи, учился в Московском университете. Свою литературную деятельность начал под руководством M. M. Хераскова (см. ). Редактировал журналы: "Невинное упражнение" , "Санкт-Петербургский вестник" и "Санкт-Петербургские ведомости" . Б. написаны: поэмы - "Сугубое блаженство", "На разрушение Лиссабона" [перевод одноименной поэмы Вольтера (см. )], повесть в стихах "Добромысл", драма "Славяне", большое количество стихотворений, басен, переводов и пр. Но главным произведением, доставившим Б. исключительную популярность, была "Душенька" - "Древняя повесть в вольных стихах" , выдержавшая пятнадцать повторных изданий.

"Душенька" написана на сюжет французского баснописца Ла Фонтена (см. ) "Les Amours de Psyché", в свою очередь исходившего из "Золотого осла" Апулея (см. ). Поэма эта сыграла большую роль в развитии русского классицизма. Она освободила поэзию XVIII в. от господства витийственного стиля героических од. Волшебные приключения Душеньки во дворце Амура конечно лишены были сколько-нибудь глубокого социального содержания. Как и все творчество Б., "Душенька" преследовала одну цель - чтобы "в часы прохлад, веселья и покоя приятно рассмеялась Хлоя". Этой установкой на читателя аристократических салонов определялись художественные особенности творчества Б.: изящество "формы, легкость яз., близкого к разговорному и т. д. В век расцвета аристократической поэзии Б. пользовался славой великого "стихотворца". Но уже в 40-х гг. "разночинец" Белинский (см. ) отверг малейшую возможность читать Б.: "Что же такое эта Душенька? Да ничего, ровно ничего... достоинств она не имеет никаких".

Библиография: I. Сочин. Б. издавались: М., 1809-1810; М., 1918 и СПб., 1848. Последнее изд. - Смирдина в его "Полных собраниях сочинений русских авторов".

II. Венгеров С. А., Русская поэзия XVIII в., т. I, вып. 3, СПб., 1893 и т. I, вып. 5, СПб., 1895 (там же сводка критических мнений о Б.).

Л. Тимофеев.

{Лит. энц.}


Большая биографическая энциклопедия . 2009 .

Смотреть что такое "Богданович, Ипполит Федорович" в других словарях:

    Богданович, Ипполит Федорович, известный поэт. Родился 23 декабря 1743 г. в м. Переволочне (Полтавской губернии). Еще в детстве Богданович, как сообщает он в своей автобиографии, выказал наклонность к чтению книг, рисованию, музыке и… … Биографический словарь

    Родился в небогатой дворянской семье. Получил домашнее образование; 21 марта 1754 был определен юнкером Юстиц коллегии в Москве и… … Словарь русского языка XVIII века

    Русский поэт. Родился в украинской дворянской семье. Окончил Московский университет (1761). Автор сборника стихов «Лира» (1773), поэмы «Сугубое блаженство» (1765),… … Большая советская энциклопедия

    Ипполит Фёдорович Богданович (23 декабря 1743 (3 января 1744), Полтавская губерния 6 (18) января 1803, Курск) русский поэт. Содержание 1 Даты жизни 2 Творчество … Википедия

    Поэт Екатерининских времен, род. 23 декабря 1743 г. в Переволочне; десяти лет был записан в военную службу, но по окончании Московского университета в 1761 году определен был надзирателем за классами в университет, а в 1762 г. в комиссию о… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Богданович, Ипполит Федорович - Смотри также (1743 1803). Автор поэмы Душенька; наперсник милой Психеи златокрылой, победитель Лафонтена, (Городок, 1814); Наперсник Душеньки (2 ое посл. к цензору). Мне галлицизмы будут милы, как прошлой юности грехи, как Богдановича стихи.… … Словарь литературных типов

    Федорович) поэт екатерининских времен, род. 23декабря 1743 г. в Переволочне; десяти лет был записан в военную службу,но по окончании московского университета в 1761 году определен былнадзирателем за классами в университет, а в 1762 г. в комиссию… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона


БОГДАНОВИЧ, ИППОЛИТ ФЕДОРОВИЧ (1743–1803) – поэт, переводчик, журналист.

Родился 23 декабря 1743 (3 января 1744) в селе Переволочна Полтавской губернии. Происходил из небогатых малороссийских дворян. По собственному признанию, «издетства любил чтение книг, рисование, музыку и стихотворство, к которому особливо получил вкус чтением стихотворных сочинений Михаила Васильевича Ломоносова». Получил домашнее образование, затем учился в Москве, где пытался поступить в актеры. Его отговорил М.М.Херасков, объяснив «неприличность актерского звания для благородного человека». В 1757 он же устроил его в гимназию при Московском университете и поселил в своем доме. Под влиянием Хераскова Богданович начинает писать нравоучительные басни, сказки, переложения псалмов и другие оригинальные и переводные произведения, которые тот печатает в своем журнале «Полезное увеселение» (1760–1762).

В 1763 Богданович становится редактором журнала «Невинное упражнение», издававшегося княгиней Е.Р.Дашковой, где популяризировались идеи французских философов и вольнодумцев. Здесь, среди прочих его сочинений, появился большой стихотворный перевод из Вольтера – Поэма на разрушение Лиссабона (1763). Позднее Богданович перевел прозой его же стихотворную комедию Нанина, или побежденный предрассудок (1765). Первое крупное оригинальное сочинение Богдановича – дидактическая поэма Сугубое блаженство (1765) – по словам Н.М.Карамзина, «не сделала сильного впечатления в публике».

В 1764 Богданович переезжает в Петербург, где поступает на службу в Коллегию иностранных дел к графу Н.И.Панину, покровительствовавшему писателю. Два года он провел в Дрездене в составе дипломатической миссии. Вернувшись в 1769 в Петербург, продолжает интенсивную переводческую деятельность: печатает переводы статей из энциклопедии Дидро и Даламбера, рассуждение аббата Сен-Пьера о вечном мире в изложении Ж.-Ж Руссо (1771), Историю о бывших переменах в Римской республике Р.-О.Верто в трех частях (1771–1775) и др. В 1775–1776 редактирует журнал «Собрание новостей», включавший разнообразный злободневный материал (в т.ч. одна статья, где доказывалась невыгодность крепостного права для самих помещиков). В 1775–1782 осуществляет «главное смотрение» за изданием газеты «Санктпетербургские ведомости», где впервые вводит специальный раздел отзывов о новых книгах. В 1777 издает первую часть своего Исторического изображения России (вторая часть так и не вышла), посвященного истории древней Руси, – не столько история, сколько нравоучительное сочинение на историческом материале.

Главное, прославившее Богдановича сочинение, – поэма Душенька – полностью вышла в 1783 (первая неполная редакция поэмы под заглавием Душенькины похождения появилась еще в 1778) и потом неоднократно переиздавалась. Это галантная сказка, полная изящного остроумия, невинной эротики и ненавязчивых нравоучений. Ее сюжет – история любви Амура и Психеи – восходит в роману Апулея Метаморфозы, или Золотой осел , но поэма Богдановича почти свободна от мифологических подтекстов, она ближе к обработке этого же сюжета французским баснописцем Ж.Лафонтеном в романе Любовь Амура и Психеи , которому он и подражал. Однако при этом Богдановичу удалось остаться вполне самостоятельным. В поэме много примет русского быта, намеков на современные события в литературной и политической жизни, а Диана и Аполлон соседствуют с Кащеем и Змеем Горынычем. Главные достоинства поэмы – ее легкий ироничный стиль и столь же легкий и гибкий стих. Особенно важен оказался впервые явившийся здесь образ «творца» –добродушного, чувствительного и беспечного поэта, впоследствии «канонизированный» Н.М.Карамзиным в обширной некрологической статье О Богдановиче и его сочинениях (1803). Душеньку высоко ценили К.Н.Батюшков, Е.А.Боратынский, Н.В.Гоголь и, конечно, А.С.Пушкин, который по-своему использовал опыт Богдановича в Руслане и Людмиле .

Душенька была восторженно принята современниками и полюбилась самой императрице. За ее автором вскоре закрепилось прозвание «певца Душеньки». По указу Екатерины II Богданович в 1786 написал лирическую комедию Радость Душеньки , поставленную в придворном театре.

В год выхода поэмы Богдановича избирают в члены Российской Академии. Он участвует в работе над академическим словарем русского языка, издает сборник Русские пословицы (1785), пишет много стихов, сочиняет драму Славяне (1788), но в 1788, заняв должность председателя Петербургского архива, почти прекращает занятия литературой. В 1795 он выходит в отставку и навсегда уезжает из столицы. Сначала он живет в малороссийском городе Сумы, затем, с 1797 и до конца жизни, – в Курске. Здесь он, будучи однажды в гостях, обратил внимание на крепостного мальчика М.С.Щепкина (будущего великого актера) и предоставил ему возможность пользоваться своей библиотекой, тем самым сыграв большую роль в его дальнейшей судьбе. В 1801–1802 адресовал в Академию стихи и речи, жалуясь при этом на бедность и требуя какого-нибудь вознаграждения, но просьбы его были отклонены. Умер 6 (18) января 1803 в Курске после непродолжительной болезни.

Издания: Стихотворения и поэмы . Л., 1957; Душенька . М.: Ладомир, 2002.

Владимир Коровин

Ипполит Федорович Богданович

Богданович Ипполит Федорович (23.12.1743-6.01.1803), русский поэт. Главное произведение - поэма “Душенька” (1778), стилизованная под русские народные сказки, поразившая современников новизною содержания и легкостью стиха. Другие соч.: пьесы “Радость Душеньки” и “Славяне”, сборник “Русские пословицы”, очерки “Исторические изображения России”.

БОГДАНОВИЧ Ипполит Федорович (23.12.1743-6.01.1803), поэт. Родился в м. Переволочное Полтавской губ. С детства Богданович проявлял любовь к поэзии, музыке и рисованию, а когда в 1754 его отвезли в Москву и зачислили в Юстиц-коллегию юнкером, то тут он увлекся театром и хотел поступить на сцену. Но бывший в то время директором театров Херасков отговорил Богдановича от этого и, записав его в университет, поощрял к литературным занятиям. Первые опыты, даже по отзывам современников весьма слабые, в виде стихотворений, Богданович помещал в издававшихся при университете журналах «Полезное увеселение» и «Свободные часы». По окончании университета, в 1761, Богданович был определен надзирателем над университетскими классами, а в 1762 членом комиссии «Торжественных приготовлений», в которой сочинял надписи для триумфальных ворот. В 1763 назначается переводчиком в штат гр. П. И. Панина, а с 1764 состоит в той же должности при иностранной коллегии; с 1766 по 1769 проводит за границей, в качестве секретаря русского посольства при саксонском дворе. В 1779 переведен в департамент герольдии; в 1780 назначен членом государственного архива и с 1788 был в нем председателем.
Наиболее плодотворный период литературной деятельности Богдановича был в 1769-75. В 1773 Богданович издал собрание своих сочинений под общим названием «Лира». С 1775 по 1782 редактировал «Санкт-Петербургские ведомости». Наконец, в 1775 написал составившую ему имя поэму «Душенька». Содержание ее Богданович заимствовал из повести Лафонтена «Les Amours de Psychе», в свою очередь воспользовавшегося поэмой Апулея об Амуре и Психее. Как Лафонтен сделал Психею француженкой, так и Богданович старался превратить ее в русскую деву-Душеньку. Идея, которую Богданович хотел вложить в поэму, заключается в двустишии:

…Наружный блеск в очах проходит так, как дым,
Но красоту души ничто не изменяет.

Рис. 1. Торжество Душеньки Поэма, стилизованная под русские народные сказки и содержавшая шутливые, иронические мотивы, была противопоставлена героическим поэмам классицизма. В поэме присутствуют Кощей, Змей Горыныч, Царь-Девица. Поэма разделена на 3 книги. В 1-й книге описываются родные Душеньки и ее красота, которой начинает завидовать Венера и приказывает своему сыну Амуру хорошенько постращать Душеньку. Родители преследуемой Душеньки обращаются к оракулу; последний велит отвезти ее на неведомую гору и там оставить, пока чудовище, которому она обречена в жены, не придет за ней. Кончается книга путешествием и прощанием Душеньки с родными. Во 2-й книге Душенька неведомою силой перенесена в царство Амура, но он является к ней только ночью и при первом свете дня исчезает. Душенька проводит все время в разных забавах и развлечениях. По ее желанию прислуживающие ей Амуры и Зефиры переносят к ней сестер, которые из зависти уговаривают ее убить «чудовище». Она ночью зажигает лампаду и, увидев спящего Амура, нечаянно проливает на него каплю горячего масла. Амур просыпается и улетает от нее. В 3-й книге Душенька снова на той горе, где оставили ее родители. Она хочет лишить себя жизни, но тщетно: Зефиры поддерживают ее, когда она бросается в пропасть; деревья склоняют свои ветви, когда она хочет повеситься, и т. д. В пастушеском платье она попадает в храм Венеры, и та, желая погубить Душеньку, приказывает ей достать кувшин живой и мертвой воды. Амур и тут ей помогает. Тогда Венера велит ей принести закрытый горшочек от Прозерпины. Душенька, подстрекаемая любопытством, раскрывает его и вылетающий оттуда дым чернит ей лицо. Она в отчаянии прячется от всех; но Амур отыскивает ее и объявляет Венере, что он не перестанет любить Душеньку и чернолицей. Венера возвращает Душеньке красоту и

Амур и Душенька друг другу равны стали,
И боги все тогда их вечно сочетали.

Критика того времени встретила Душеньку восторженно, и большинство современников возвело Богдановича в гении. Карамзин с восторгом отзывается о «Душеньке» и находит ее лучше оригиналов, т. е. поэмы Апулея и рассказа Лафонтена. Он восхищается «легкой игрой воображения, основанной на одних правилах нежного вкуса», говорит, что «многие стихи живы и прекрасны» и что Богданович «будет известен потомству как стихотворец приятный, нежный, часто остроумный и замысловатый». Столь же лестные отзывы дают о Богдановиче, как авторе «Душеньки», и др. современные ему критики, напр.: П. Бекетов, митр. Евгений (Болховитинов), Баратынский, Батюшков и отчасти Пушкин. Но последующие критики становятся все менее и менее благосклонны к литературной деятельности Богдановича вообще и к его «Душеньке» в частности. Кн. Вяземский, Кс. Полевой дают о ней отзывы один суровее другого.

Напечатана «Душенька» была в 1783 и уже к 1841 выдержала 15 изданий. Из др. произведений Богдановича можно отметить: «Радость Душеньки» (1786), «Славяне» (1787), «Добромысл» (1805), «Блаженство народов» (1810), «Сугубое блаженство» (1765). В «Русских пословицах» (1785), переложенных в стихотворную форму, популяризировались идеи русского фольклора. Перевод поэмы Вольтера «Sur le dеsastre de Lisbonne» считался образцовым. Кроме упомянутого, Богданович написал: «Историческое изображение России» (1777), «Малая война, описанная майором в службе короля прусского» (пер. с фр., 1768); «Сокращение из проекта о вечном мире Руссо» (1771); «Вертота, история о бывших переменах в Римской республике» (1771-75) и множество од, эпиграмм, элегий, басен и проч.

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа - http://www.rusinst.ru

Богданович Ипполит Федорович (1743-1803) - поэт екатерининских времен, род. 23 декабря 1743 г. в Переволочне; десяти лет был записан в военную службу, но по окончании московского университета в 1761 году определен был надзирателем за классами в университет, а в 1762 г. в комиссию о строении триумфальных ворот, для которых сочинял надписи. В 1763 г. был прикомандирован в штат гр. П. И. Панина, а с 1764 начал службу в иностранной коллегии; с 1766 по 1769 г. был секретарем русского посольства при саксонском дворе. В 1799 г. переведен в департамент герольдии, а в 1780 г. членом в государственный архив, где с 1788 г. был председателем. 1 мая 1795 г. уволен от службы и в следующем году оставил Петербург. Умер в Курске 6 января 1802 года. Писать стихи начал в детстве и уже 14 лет печатал их, благодаря Хераскову и Meлиссино. В 1763 г. он познакомился с гр. Дашковой и принимал участие в журналах, выходивших при ее участии. Около 1775 г. сочинил вольную повесть в стихах - "Душеньку", подражая Лафонтену, заимствовавшему свой сюжет из Апулея; напечатана в первый раз была она в 1783 в Спб. и до 1841 г. выдержала 15 изд.; последнее в 1887 г. А. Суворина в "Дешевой библиотеке". Сочинение это доставило Б. известность и обратило на него внимание Екатерины II. По ее поручению он написал для эрмитажного театра: "Радость Душеньки" (1786 г.), "Славяне" (1787 год) - пьесы, не имевшие успеха. С сентября 1775 года он издавал "С. Петербургский Вестник", а с 1775 - 1782 гг. редактировал "Спб. Ведомости". Кроме того он написал: "Сугубое блаженство" (поэма Спб., 1765); "Добромысл", (др. пов. в стихах. М., 1805); "Блаженство народов" (поэма, М. 1810); "Берег" (Спб., 1812); "Русские пословицы" (3 ч. Спб., 1785; здесь народные пословицы переделаны в двустишия); "Лира, или собрание разн. соч. " (Спб., 1773). Плодом его исторических занятий осталось: "Историческое изображение России" (Спб., 1777) и переводы: "Малая война, описанная майором в службе короля Прусского" (с фр., Спб., 1768); "Сокращение из проекта о вечном мире Руссо(из Сен-Пьера)" (Спб., 1771) и "Вертота, история о бывших переменах в Римской республике" (с фр. 3 ч. Спб., 1771 - 75). Б. оставил автобиографию (напечатана в "Отеч. Зап. ", 1853, ј 4). Собрание его сочинений вышло в Москве в 1809 - 1810 гг., 6 ч.; 2е изд. - М. 1818 - 19 гг., 4 ч.; З-е - Смирдинское, в 2 ч.. в 1848 г.

Из всего написанного Б. историко-литературное значение имеет только "Душенька". Она явилась довольно смелым диссонансом в поэзии XVIII в., занимавшейся производством торжественных надутых од. Современники были поражены новизною ее содержания и формы и произвели Б. в "гении". "Душенька" породила массу подражаний и переделок, как какое-нибудь "классическое" произведение. Смерть Б. вызвала массу эпитафий, в которых Б. превозносится, именно за написание "Душеньки":

Зачем нам надписьми могилу ту чернить.

Где Душенька одна все может заменить говорится в одной из них. В наше время в "Душеньке" можно отметить легкость стиха и желание, насколько позволяет официальная и нравственная цензура, побеседовать о "клубничке", благодаря которой поэма, главным образом, и имела успех у современников.

Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон Энциклопедический словарь.

Далее читайте:

Семёнов А.Н., Семёнова В.В. Концепт средства массовой информации в структуре художественного текста. Часть II. (Русская литература). Учебное пособие. СПб., 2011. Начальный период. Ипполит Федорович БОГДАНОВИЧ .

Сочинения:

Собр. соч. и переводов, Изд. 2-е. Ч. 1-4. М., 1818-19;

Стихотворения и поэмы. Л., 1957.

БОГДАНОВИЧ ИППОЛИТ ФЕДОРОВИЧ

Богданович, Ипполит Федорович, - известный поэт. Родился 23 декабря 1743 г. в м. Переволочне (Полтавской губернии). Еще в детстве Богданович, как сообщает он в своей автобиографии, выказал наклонность к "чтению книг, рисованию, музыке и стихотворству, к которому особливо получил вкус чтением стихотворных сочинений Михаила Васильевича Ломоносова". На одиннадцатом году он был отправлен в Москву для "приказной службы" и там записан в юстиц-коллегию юнкером. Президент коллегии позволил ему одновременно заниматься в математической школе при сенатской конторе. Хотя Богданович "по успехам в математике считался между первыми отличнейшими учениками", но его более влекло к поэзии и особенно к драматическому искусству. Однажды 15-летний Богданович явился с намерением поступить на сцену в бывшему в то время директором московского театра Хераскову; по словам Карамзина, Херасков убедил юнкера в "неприличности актерского звания для благородного человека" и записал его слушателем университета, приютив его у себя в доме. Богданович выучился иностранным языкам и прошел "правила языка и стихотворства". В 1760 г. он стал печатать в выходившем при университете журнале "Полезное увеселение" свои первые пробы пера, которые были, даже по отзывам современников, "далеки от совершенства". В 1761 г., по окончании образования, Богданович был назначен надзирателем при университетских классах, с чином офицера, а через год переведен в комиссию торжественных приготовлений к коронованию Екатерины II , с поручением сочинять надписи для триумфальных ворот. В 1763 г., по ходатайству "благодетельницы", Е.Р. Дашковой, Богданович поступает переводчиком в штат графа П.И. Панина. Тогда же, при личном участии княгини, Богданович издает в течение полугода журнал "Невинное упражнение", где, кроме статей и мелких оригинальных стихотворений, поместил перевод поэмы "На разрушение Лиссабона" Вольтера, воспевал "премудрую" Екатерину за то, что "век златой дала узреть", и "дедиковал" графу Панину перевод (с французского) "Малой войны, описанной майором в службе короля прусского". В 1765 г., в бытность переводчиком иностранной коллегии в Петербурге, Богданович издает свою поэму "Сугубое блаженство", в трех песнях, посвященную наследнику Павлу Петровичу, и переводит трехактную комедию Вольтера "Нанина, или Побежденное предрассуждение". Время с 1766 по 1769 г. Богданович проводит в Дрездене, в качестве секретаря нашего посольства. В Петербурге, в течение наиболее продуктивного периода своего авторства (1769 - 1775), Богданович перевел разные статьи из французской энциклопедии, "Сокращение из проекта о вечном мире" (из Сен-Пьера), "Историю о бывших переменах в Римской республике" аббата Вертота, издал собрание своих оригинальных и переводных стихотворений под общим названием "Лира", "имел главное смотрение" за изданием "СПб. Ведомостей" и, наконец, по выражению Карамзина, "положил на алтарь Граций" свою "Душеньку", задуманную им еще в бытность за границей; некоторые места поэмы, несомненно, навеяны картинами дрезденской галереи. Успех поэмы был огромный. Еще до напечатания она распространилась в многочисленных списках. Сама императрица, по рассказу Карамзина, "читала Душеньку с удовольствием и сказала о том сочинителю". За нею и придворные "старались изъявлять ему знаки своего уважения и твердили наизусть места, замеченные монархинею. Тогдашние стихотворцы писали эпистолы, оды, мадригалы в честь и славу творца Душеньки". После "Душеньки" Богданович не сочинил ничего выдающегося даже по понятиям того времени. Между 1775 и 1790 годами Богданович, уже "с небрежением, как будто бы нехотя, или в дремоте гения", написал I часть "Исторического изображения России" (доведенного лишь до 1015 г.), "Радость Душеньки, лирическую комедию, последуемую балетом", драму "Славяне" небольшое количество мелких стихотворений, напечатанных в "Собеседнике любителей Русского Слова". Во исполнение воли императрицы, Богданович собрал и издал русские пословицы, переложив их в стихи, и сочинил 3 театральные пьески на тему им же придуманных поговорок. "Венок Душеньки", по выражению Карамзина, "остался единственным на голове Богдановича". В 1780 г. Богданович был назначен членом новоучрежденного государственного архива, а с 1788 г. состоял в нем председателем до выхода в 1795 г. отставку. В 1796 г. Богданович поселился в Сумах, где готовился вступить в брак, но вскоре, по невыясненной причине, был вынужден расстаться с своей невестой. В 1798 г. Богданович переехал в Курск, откуда пространной одой, бывшей уже лебединой его песнью, приветствовал вступление на престол Александра I . Умер Богданович 6 января 1803 г. Поставленный на могиле Богдановича в 1834 г. памятник, в виде статуи Психеи ("Душеньки"), в 1894 г. был возобновлен и перенесен в городской сквер. Смерть Богдановича произвела сильное впечатление на современное ему общество. Редакция "Вестника Европы" (1803, ¦ 3) объявила конкурс на лучшую эпитафию Богдановичу. В посвященных его памяти стихах благодарные современники называли Богдановича любимцем муз и граций и даже "гением", "так мило" воспевшим Душеньку.

Краткая биографическая энциклопедия. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое БОГДАНОВИЧ ИППОЛИТ ФЕДОРОВИЧ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • БОГДАНОВИЧ ИППОЛИТ ФЕДОРОВИЧ
    (1743/44-1803) русский поэт. Поэма "Душенька" (1778, полное издание в 1783) на античный сюжет о любви Психеи и Купидона, стилизованная под …
  • БОГДАНОВИЧ ИППОЛИТ ФЕДОРОВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Ипполит Федорович , русский поэт. Родился в украинской дворянской семье. Окончил Московский университет …
  • БОГДАНОВИЧ ИППОЛИТ ФЕДОРОВИЧ
    поэт Екатерининских времен, род. 23 декабря 1743 г. в Переволочне; десяти лет был записан в военную службу, но по окончании …
  • БОГДАНОВИЧ ИППОЛИТ ФЕДОРОВИЧ
  • БОГДАНОВИЧ ИППОЛИТ ФЕДОРОВИЧ
    (1743/44 - 1803), русский поэт. Поэма "Душенька (1778, полное издание 1783) на античный сюжет о любви Психеи и Купидона, стилизованная …
  • БОГДАНОВИЧ ИППОЛИТ ФЕДОРОВИЧ
    ? поэт Екатерининских времен, род. 23 декабря 1743 г. в Переволочне; десяти лет был записан в военную службу, но по …
  • БОГДАНОВИЧ в Справочнике Телефонных кодов городов России и мобильных операторов.
  • ИППОЛИТ в Словаре-справочнике Мифы Древней Греции,:
    (Гипполит) — сын афинского царя Тесея и амазонки Антиопы (или Ипполиты). Отверг любовь мачехи Федры (дочери критского царя Миноса и …
  • ИППОЛИТ в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    В греческой мифологии сын афинского царя Тесея и царицы амазонок Антиопы (варианты: Ипполиты или Меланиппы). Ипполит презирал любовь и славился …
  • БОГДАНОВИЧ в Словаре полководцев:
    Модест Иванович (1805-82), рус. воен. историк, проф., ген.-лейт. (1863). Учился в Дворян. полку, Воен. Академии, где впоследствии преподавал. Участник воен. …
  • ИППОЛИТ в Словаре-справочнике Кто есть кто в Античном мире:
    Сын афинского царя Тесея и Ипполиты, царицы амазонок. Согласно легенде, принял обет безбрачия и посвятил себя служению богине девственности Артемиде. …
  • ИППОЛИТ в Лексиконе секса.
  • ИППОЛИТ в Литературной энциклопедии:
    (герой трагедии Еврипида «Ипполит» (428 г. до н.э.). И.- незаконный сын афинского царя Тесея и Амазонки, прекрасный юноша, чьей …
  • ИППОЛИТ в Литературной энциклопедии:
    в греческой мифологии сын Тезея и амазонки, страстный охотник и почитатель девственной богини Артемиды, избегающий женщин и любви; безуспешно преследующая …
  • БОГДАНОВИЧ в Литературной энциклопедии:
    1. Ангел Иванович — критик и публицист, редактор журнала «Мир божий» ; принимал близкое участие также в журн. «Современный …
  • ФЕДОРОВИЧ в Большом энциклопедическом словаре:
    (Трясило) Тарас украинский гетман, руководитель восстания против польского господства в 1630. Вел переговоры в Москве о переходе части украинского казачества …
  • ИППОЛИТ в Большом энциклопедическом словаре:
    (Гипполит) в греческой мифологии сын афинского царя Тесея и амазонки Антиопы (или Ипполиты). Отверг любовь мачехи Федры и был оклеветан …
  • БОГДАНОВИЧ в Большом энциклопедическом словаре:
    (Bogdanovich) Питер (р. 1939) американский кинорежиссер, сценарист, киновед, продюсер, актер. Автор книг о творчестве Ф. Ланга, Д. Форда, О. Уэллса …
  • ФЕДОРОВИЧ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Георг-Фридрих — юрист, действительный член Императорской академии наук; изучал юридические науки за границею, служил обер-аудитором в адмиралтействе. После отрешения от …
  • ИППОЛИТ ВИШЕНСКИЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    иеромонах м-ря Бориса и Глеба в епархии Черниговской; свое путешествие в Иерусалим и на Синай в 1707-9 гг. описал в …
  • ИППОЛИТ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Ипполит - сын Тезея и амазонки Антиопы или Ипполиты. Весьма известенмиф о его трагической кончине. Вторая супруга Тезея, Федра, любовькоторой …
  • БОГДАНОВИЧ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    ст. II кл. Уральской ж. д., в 89 в. к В от …
  • ИППОЛИТ в Современном энциклопедическом словаре:
  • ИППОЛИТ в Энциклопедическом словарике:
    в греческой мифологии сын Тесея, искусный охотник, почитатель Артемиды. Отверг преступную любовь мачехи Федры, за это она оклеветала его перед …
  • ФЕДОРОВИЧ
    ФЕДОР́ОВИЧ Флориан Флорианович (1877- 1928), полит. деятель. С 1901 чл. Партии социалистов-революционеров, участник Рев-ции 1905-07. В 1909-14 на каторге. В …
  • ФЕДОРОВИЧ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ФЕДОР́ОВИЧ (Трясило) Тарас, укр. гетман, руководитель восстания против польск. господства в 1630. Вёл переговоры в Москве о переходе части укр. …
  • ИППОЛИТ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИППОЛ́ИТ (Hippolytus) Римский (ок. 170 - ок. 236), христ. писатель и учёный, пресвитер в Риме. Возможно, ученик Иринея Лионского. Автор …
  • ИППОЛИТ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИППОЛ́ИТ (Нурроlite) Жан (1907-68), франц. философ. Истолковывал философию Гегеля в духе …
  • БОГДАНОВИЧ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    БОГДАН́ОВИЧ, г. (с 1947) в России, Свердловская обл. Ж.-д. уз. 36,4 т.ж. (1998). З-ды: огнеупорных изделий, фарфоровый и др. Назван …
  • БОГДАНОВИЧ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    БОГДАН́ОВИЧ Юр. Ник. (1849-88), народник. Участник "хождения в народ", с 1880 чл. Исполкома "Нар. воли", участник покушений на Александра II, …
  • БОГДАНОВИЧ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    БОГДАН́ОВИЧ (Bogdanovich) Питер (р. 1939), амер. режиссёр, сценарист, кинокритик, актёр. Работал в театре. Неск. иссл. Б. посвящены крупнейшим амер. кинорежиссёрам. …
  • БОГДАНОВИЧ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    БОГДАН́ОВИЧ Модест Ив. (1805-82), рос. воен. историк, ген.-лейт. (1863), проф. (1843). Тр. по истории Отеч. войны 1812, загран. походов 1813-14 …
  • БОГДАНОВИЧ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    БОГДАН́ОВИЧ Макс. Адамович (1891-1917), белорус. поэт. Лирика Б. связана с нар. поэзией, в ней звучат мотивы грусти и одиночества (сб. …
  • БОГДАНОВИЧ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    БОГДАН́ОВИЧ Карл Ив. (1864-1947), геолог. По происхождению поляк. В 1901-17 работал в Геол. к-те в России. Иссл. на Ю. Европ. …
  • БОГДАНОВИЧ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    БОГДАН́ОВИЧ Ипполит Фёд. (1743/44-1803), рус. поэт. Поэма "Душенька" (1778, полн. изд.- 1783) на антич. сюжет о любви Психеи и Купидона, …
  • БОГДАНОВИЧ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    БОГД́АНОВИЧ Богдан (р. 1922), серб. архитектор. Мемор. комплексы в честь павших в годы борьбы с фашизмом (в Белграде, 1959, с. …
  • БОГДАНОВИЧ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    БОГДАН́ОВИЧ Ангел Ив. (1860-1907), публицист и критик. Народник, затем "легальный марксист". В 1893 один из основателей орг-ции "Нар. право". С …
  • БОГДАНОВИЧ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? ст. II кл. Уральской ж. д., в 89 в. к В от …
  • ИППОЛИТ
    Принимал душ прямо в …
  • ИППОЛИТ в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Трагедия …
  • ИППОЛИТ в словаре Синонимов русского языка.
  • ИППОЛИТ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    Ипполит, (Ипполитович, …
  • ФЕДОРОВИЧ
    (Трясило) Тарас, украинский гетман, руководитель восстания против польского господства в 1630. Вел переговоры в Москве о переходе части украинского …
  • ИППОЛИТ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (Гипполит) , в греческой мифологии сын афинского царя Тесея и амазонки Антиопы (или Ипполиты). Отверг любовь мачехи Федры и был …
  • БОГДАНОВИЧ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    город (с 1947) в Российской Федерации, Екатеринбургская обл. Железнодорожный узел. 36,5 тыс. жителей (1992). Заводы: огнеупорных изделий, фарфоровый и др. …
  • ФРАНТОВ СТЕПАН ФЕДОРОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Франтов Степан Федорович (1877 - 1938), псаломщик и регент, мученик. Память 22 …