Действительно ли погиб черный принц. «Черный принц» – корабль-призрак

«Черный принц» – это корабль Британских морских сил. Он был направлен к берегам Черного моря во время Крымской войны. По словам историков, на его борту перевозилось большое количество золота, предназначавшегося для выплаты жалованья английским солдатам и на прочие нужды. В 1854 году после шторма, обрушившегося на Балаклавскую бухту (туда, где пришвартовалось и упомянутое судно), на ушло ушло с десяток кораблей, в том числе и «Черный принц».

Кстати говоря, название судна было просто «Принц». Прилагательное «черный» к нему добавили потом. Причин тому было несколько, каждая версия будет правильной. Это могли быть моряки Британии, которые так и не получили своих денег, могли быть и аквалангисты, ряды которых поредели из-за гибели части из них в ходе поисков богатств на дне Черного моря.

Желающих отыскать корабль-призрак было много. Организовывались целые экспедиции, спонсируемые разными странами, в том числе и Советским Союзом. С течением времени все отличительные знаки суден теряются под водой, поэтому точно ответить на вопрос, что за корабль был найден, ответить сложно. После длительныхисследовательских работ сведения об их результатах были засекречены службами КГБ. Поговаривают, всех участников экспедиции разослали по разным уголкам страны. Почему, никому не известно.

Окутанный тайнами пропавший более полутора веков назад корабль «Черный принц» манит к себе до сих пор как любителей, так и профессионалов. Возможно, Черное море не спешит расставаться со своими секретами?!

Что такое ЭПРОН? Задайте сейчас кому-нибудь такой вопрос — и вряд ли получите вразумительный ответ. А в 1930-х эта звучная аббревиатура была у всех на слуху: об ЭПРОН — Экспедиции подводных работ особого назначения — писали статьи и книги, снимали фильмы. Появление этой романтической организации (окончательно официальный статус она получила в декабре 1923-го) было связано с Черным морем и кораблями, затонувшими у крымских берегов.


Если быть точными, то поначалу речь шла не обо всех кораблях, а об одном-единственном легендарном судне — британском фрегате «Черный принц». Во время он затонул под Балаклавой вместе с другими кораблями соединенной эскадры, разбитыми о прибрежные скалы во время небывалого по силе урагана. С тех пор «Черный принц» не давал покоя искателям морских кладов: считалось, что, помимо продовольствия и обмундирования, он вез не то 200, а не то и вовсе 500 тысяч фунтов стерлингов золотом. И ушел на дно вместе с этим драгоценным грузом. Золотые монеты якобы были насыпаны в бочки, почему и должны были бы в целости и сохранности покоиться где-то на дне Балаклавской бухты, дожидаясь того счастливчика, который их найдет. А искали многие, не только российские подданные, но и французы, норвежцы, американцы. Больше всех повезло итальянским водолазам, исследовавшим дно бухты в начале XX века. Инженер Джузеппе Рестуччи привез с собой специальный глубоководный скафандр собственной конструкции — толстостенный медный ящик с тремя иллюминаторами и отверстиями для рук, опускавшийся вниз на прочном стальном тросе. С его помощью итальянцы обнаружили разбитый корпус корабля. Затонувшее судно было тщательно исследовано. Среди трофеев оказались подзорная труба, винтовка, ящик с пулями. А вот золота найти не удалось. Итальянцы еще несколько раз приезжали в Балаклаву, но успеха так и не добились. Первая мировая война и революция надолго приостановили охоту за сокровищами «Черного принца». Но в начале 20-х об этом заговорили вновь.

В 1923-м году из Севастополя в Москву приехал инженер Владимир Языков, одержимый энтузиаст-кладоискатель, еще с 1908 года безрезультатно хлопотавший о разрешении организовать работы по подъему «Черного принца». В Москве со своей идеей он сначала обратился в Реввоенсовет и к командующему Военно-морскими силами. Но ни там, ни там предложением севастопольского инженера не заинтересовались. И тогда он отправился в ОГПУ, к начальнику особого отдела Генриху Ягоде. Рассказ Языкова о золотых монетах на дне Балаклавской бухты показался Ягоде убедительным — и работа закипела.

Был отдан приказ о создании ЭПРОН и утверждении ее первого штата: на должность начальника ЭПРОН назначили Языкова, комиссаром (руководителем от ОГПУ) стал Лев Захаров-Мейер. Также в первоначальный состав ЭПРОН вошли несколько инженеров, водолазный специалист, врач, командир катера и бухгалтер. Главной задачей этой немногочисленной команды была организация «наилучших условий работы для экспедиции за золотом».

Прежде всего необходимо было построить аппарат (или, как его тогда называли, снаряд) для спуска на большую глубину. Проект снаряда разработал вошедший в состав ЭПРОН инженер Даниленко. Придуманное им устройство могло погружаться довольно глубоко, было рассчитано на трех человек, снабжено телефоном, прожектором и механическим манипулятором для захвата различных грузов. Корпус снаряда был сделан из стали и весил более 10 тонн.

К началу лета 1923-го снаряд был готов, до конца лета команда ЭПРОН занималась поисками точного местонахождения «Черного принца» в Балаклавской бухте: работали военные тральщики, дно обследовалось металлоискателями, гидроплан и аэростат проводили фотосъемку грунта.


Перед спуском на снаряде Даниленко. 1923 г.
В сентябре снаряд Даниленко, в котором находились сам конструктор и инженер, впервые опустился на дно. Затем состоялось еще два спуска — на 95 и 123 м. На тот момент это были мировые рекорды погружения! Начались регулярные морские работы — метр за метром, день за днем, месяц за месяцем эпроновцы обследовали дно Балаклавской бухты. Поиски продолжались более года, удалось обнаружить части корабля, разбросанные на морском дне, их очистили от грунта и ила, осмотрели буквально по сантиметру — но ни одной золотой монеты так и не было найдено. Руководство ОГПУ поняло, что дальнейшие поиски золота бесполезны, и в декабре 1924 года всякие работы в этом направлении было решено прекратить. За это время члены ЭПРОН обнаружили кладбище погибших английских кораблей, подняли много корабельных обломков, якорей и в дальнейшем продолжили заниматься поиском и подъемом затонувших судов.


Что же касается золота «Черного принца», то эта загадка до сих пор не разрешена. По одной из существующих версий, его не смогли найти по очень простой причине: в далеком 1854-м «Черный принц» вез в Балаклаву все что угодно, но только не золото, и все рассказы о его драгоценном грузе — не более чем вымысел...

Между прочим

Знаменитый корабль на самом деле назывался просто Prince («Принц»). «Черным принцем» его окрестили журналисты — видимо за то, что многие разорились на поисках его мифического золота, не один человек погиб. Под именем «Черный принц» фрегат и вошел в историю.

Татьяна Шевченко, «

Тень легендарного «Черного Принца» уже не раз вставала со страниц отечественной литературы. О «Черном Принце» писали А.И. Куприн, С.Н. Сергеев;Ценский, М. Зощенко, Е.В. Тарле, Т. Бобрицкий и многие другие писатели.

…К началу Крымской войны английское правительство зафрахтовало для перевозки войск и амуниции в Крым более двухсот торговых судов, принадлежавших частным компаниям. Среди них был парусно‑винтовой фрегат «Принц». 8 ноября 1854 года вместе с другими английскими кораблями он прибыл на внешний балаклавский рейд. Через пять дней над Крымским полуостровом пронесся юго‑восточный ураган невиданной силы. На прибрежных скалах Балаклавской бухты погибло тридцать четыре корабля. Эта участь постигла и «Принца».

Что же было на его борту? «Иллюстрейтед Лондон ньюз» писали 16 декабря 1854 года: «Среди грузов, принятых „Принцем“, находились вещи: 36700 пар шерстяных носков, 53000 шерстяных рубах, 2500 постовых тулупов, 16000 простынь, 3750 одеял. Кроме того, еще можно назвать число спальных мешков - 150000 штук, шерстяных рубашек - 100000, фланелевых кальсон - 90000 пар, около 40000 одеял и 40000 непромокаемых шапок, 40000 меховых пальто и 120000 пар сапог».

Еще не закончилась война, а по всему миру уже расползлись слухи, будто у берегов Крыма погиб английский паровой фрегат «Черный Принц» с грузом золота, предназначавшегося для выплаты жалованья войскам. Корабль, о котором идет речь, никогда не назывался «Черным Принцем». Название этого судна с момента, когда его спустили на воду на реке Темзе в Блэкуолле в 1853 году, было «Принц». Почему корабль стали называть «Черным Принцем», сказать трудно. Может быть, в романтическом эпитете «черный» повинны неутомимые охотники за его золотом или английские солдаты, не получившие очередного денежного довольствия?

Почти сразу же после заключения мира начались поиски останков «Черного Принца». Корабль искали одинаково безуспешно итальянцы, американцы, норвежцы, немцы. Примитивная водолазная техника тех времен не позволяла опуститься достаточно глубоко.

В 1875 году, когда уже был создан водолазный скафандр, во Франции учредили крупное акционерное общество с большим капиталом. Французские водолазы обшарили дно Балаклавской бухты и все подходы к ней. Нашли более десяти затонувших кораблей, но «Черного Принца» среди них не оказалось. Работы велись на огромной для конца прошлого века глубине - почти 40 саженей. Но даже самые сильные и выносливые водолазы могли находиться под водой лишь несколько минут…

Постепенно о «Черном Принце» начали распространяться легенды. Стоимость затонувшего с кораблем золота возросла до шестидесяти миллионов франков.

«Наше судоходство» писало в 1897 году: «Принц‑регент», громадный корабль английского флота, вез из Англии значительное количество серебряной монеты и 200000 фунтов стерлингов золотом для уплаты жалованья английским войскам в Крыму… Деньги, отправленные на этом корабле, были упакованы в бочки, почему и должны сохраниться в неприкосновенности…"

В 1896 году поисками занялся русский изобретатель Пластунов. Но и ему не повезло.

Самыми терпеливыми оказались итальянцы. Изобретатель глубоководного скафандра Джузеппе Растуччи возглавлял экспедицию в 1901 году. Через несколько недель после начала работ ему удалось найти железный корпус большого корабля. Итальянские водолазы подняли со дна металлический ящик со свинцовыми пулями, подзорную трубу, винтовку, якорь, куски железа и дерева. Но… ни одной монеты. Весной 1903 года итальянцы покинули Балаклаву, с тем чтобы через два года снова прибыть на место поисков. На этот раз, уже совсем в другом месте, они обнаружили еще один железный корабль. Никто до сих пор не знает, был ли это «Черный Принц» или какой‑либо другой корабль. Золота опять не нашли.

Однако мысль о сказочном кладе не давала покоя многим изобретателям, водолазам, инженерам. Министра торговли и промышленности России завалили письмами с предложениями поднять золото «Черного Принца». И снова ныряли итальянские водолазы на балаклавском рейде, и снова безрезультатно. В конце концов правительство царской России стало отказывать и своим, и иностранным золотоискателям, формально ссылаясь на то, что работы близ бухты стесняют деятельность Черноморской эскадры в районе Севастополя. Вскоре Первая мировая война прекратила ажиотаж вокруг «Черного Принца».




В 1922 году один ныряльщик‑любитель из Балаклавы достал со дна моря у входа в бухту несколько золотых монет. Так мир снова заинтересовался «Черным Принцем». Посыпались предложения одно другого фантастичнее. Один изобретатель из Феодосии утверждал, что «Черный Принц» наверняка лежит на дне в самой бухте. А раз так, надо всего лишь вход в бухту перекрыть плотиной, воду откачать и взять золото с корабля.

В 1923 году флотский инженер В.С. Языков пришел в ОГПУ и сообщил, что с 1908 года он подробно изучал обстоятельства гибели английской эскадры в шторм 14 ноября 1854 года, и что он готов тотчас же начать работы по поднятию драгоценностей. Свой энтузиазм он подкреплял толстой папкой документов по «Черному Принцу». В марте того же года было решено организовать экспедицию. Она получила название ЭПРОН - Экспедиция подводных работ особого назначения. Через несколько недель ЭПРОН приступил к подготовительным работам. Советский инженер Е.Г. Даниленко создал глубоководный аппарат, который позволял осматривать морское дно на глубине 80 саженей. Аппарат имел «механическую руку» и был оборудован прожектором, телефоном и системой аварийного подъема в случае обрыва троса. Экипаж аппарата состоял из трех человек, воздух подавался по резиновому гибкому шлангу.

Пока строился глубоководный аппарат Е.Г. Даниленко, специалисты ЭПРОНа разыскали и тщательно опросили старожилов Балаклавы - очевидцев шторма 14 ноября 1854 года. Но никто из них не мог указать точного места гибели «Принца». Как обычно, их показания оказывались крайне противоречивыми.

Наконец тральщики произвели промеры глубин, и весь предполагаемый район гибели «Принца» был разбит вехами на квадраты. В первых числах сентября 1923 года начали осмотр западных от входа в бухту подводных скал. Каждый день небольшой катерок типа «болиндер» спускал аппарат Даниленко для обследования очередного квадрата. Было обнаружено множество обломков деревянных кораблей: мачты, реи, куски шпангоутов, бимсов и бортов, сильно источенные морским червем, обросшие ракушками. Думали, что разыскать «Принца» среди этих обломков не особенно трудно: в исследовании инженера Языкова значилось, что «Принц» - единственный железный корабль из числа погибших.

Прошли весна, лето и осень 1924 года. Но «Принц» так и не был найден.

Утром 17 октября один из учеников Павловского обнаружил на морском дне недалеко от берега торчавший из грунта железный ящик странной формы. Он попробовал подвести под него строп, но безуспешно. Заинтересовавшись находкой, Павловский пригласил опытных водолазов. Вскоре подняли ящик на поверхность: это был весь изъеденный ржавчиной допотопный паровой котел кубической формы с чугунными дверцами и горловинами. Необычная находка заставила эпроновцев тщательно обследовать этот район. Под обломками скал, обрушившихся с береговых утесов, водолазы нашли разбросанные по всему дну останки большого железного корабля, наполовину занесенного песком.

За два месяца работ водолазы подняли со дна десятки кусков железа различной формы и величины, часть обшивки борта с тремя иллюминаторами, ручную гранату, медицинскую ступку из белого фарфора, несколько неразорвавшихся бомб, медные обручи от бочек, железный рукомойник, части паровой машины, почти сгнившую пачку госпитальных туфель, свинцовые пули. И опять - ни намека на золото…

Перед Новым годом в районе Балаклавы начались жестокие штормы, работы пришлось прекратить.

К этому времени поиски «неуловимого корабля» обошлись ЭПРОНу почти в 100 тысяч рублей. Как быть дальше: стоит ли продолжать работы? Мнения специалистов разделились. ЭПРОН не мог найти достоверных документов, подтверждавших наличие золота на «Принце». Запросили советское полпредство в Лондоне. Однако Британское адмиралтейство, ссылаясь на давность события, а также на законы, ограничивающие допуск иностранцев к архивам, ничего конкретного сообщить не смогло. ЭПРОН признал проведение дальнейших работ нецелесообразным.

Именно в это время советское правительство получило предложение японской водолазной фирмы «Синкай Когиоссио лимитед» поднять золото с «Принца». В те годы эта фирма считалась одной из самых известных и удачливых. Последним в ее «послужном списке» значился один английский корабль, затонувший в Средиземном море. Тогда японским водолазам удалось с сорокаметровой глубины достать сокровища на два миллиона рублей.

«Синкай Когиоссио лимитед» предлагала ЭПРОНу 110000 рублей за предварительные работы по розыску и обследованию «Принца», а также принимала на себя все дальнейшие расходы. Заключили договор. Поднятое золото должно было делиться между ЭПРОНом и фирмой в соотношении 60 и 40 процентов. Кроме того, японцы должны были ознакомить советских водолазов со своей глубоководной техникой и после окончания работ передать ЭПРОНу по одному экземпляру технического оборудования.

Летом 1927 года японцы (они рассчитывали без особого труда получить 800000 рублей золотом!) приступили к работе. Каждые сутки японские водолазы поднимали не менее двадцати каменных глыб весом по 500 пудов. Тысячепудовые куски скал оттаскивались в сторону с помощью паровых лебедок, установленных на баржах. Каждый день, сменяясь, работали 7 водолазов и 5 ныряльщиков.

5 сентября водолаз Ямомато нашел прилипшую к камню золотую монету - английский соверен чеканки 1821 года. После этого за два месяца ежедневного изнурительного труда водолазы обнаружили всего лишь четыре золотые монеты: английскую, французскую и две турецкие.

Поскольку к середине ноября 1927 года разбитый корабль был полностью «перемыт» и обследован, фирма прекратила работы в Балаклаве. Результаты ее подводных работ на «Принце» оказались такие: две вилки и ложка белого металла, кусок саперной лопаты, втулка от колеса, подковы, лошадиные кости, офицерская сабля, лопаточка для пирожных, замок, галоша с датой 1848, несколько кожаных подметок, огромное количество свинцовых пуль и т.д.

Перед отъездом из Балаклавы представители фирмы заявили, что корабль, на котором они проводили работы, по их мнению, был «Принцем». Однако, несмотря на самые тщательные поиски, им не удалось найти среднюю часть корабля. Оставшиеся части корпуса были сильно разрушены, причем разрушения носили явно искусственный характер. Это обстоятельство привело их к убеждению, что англичане, которые оставались в Балаклаве в течение восьми месяцев после кораблекрушения, подняли бочонки с золотом еще до окончания Крымской войны.

В заключение потерпевшие фиаско кладоискатели повторяли версию В.С. Языкова, согласно которой «Принц» - единственное железное судно из всех кораблей, ставших жертвой урагана 1854 года.

Но так ли это? Обратимся к первоисточникам.

Вот что сообщает английский историк Вудз в своей книге «Последняя кампания» (Лондон, 1860 год):

«"Принц", паровой корабль, прибыл в Балаклаву утром 8 ноября. Он отдал один якорь, который вместе с канатом весь ушел в воду. Когда отдали другой якорь, то этот также ушел; оба якоря с канатами были потеряны на глубине 35 саженей в воде, очевидно, что ни один из канатов не был соответственно закреплен… После этого „Принц“ стал в море на значительной дистанции и, возвратившись, удерживался за кормой корабля „Язон“ на швартове, пока другой якорь с канатом не были приготовлены».

Что это за корабль «Язон»? В английском журнале «Прэктикл мэкеникс джорнал» за 1854 год находим то, что не было известно ни Языкову, ни эпроновцам, ни японцам:

«…в Блэкуолле… были выстроены три однотипных корабля, соответственно названные „Голден Флис“, „Язон“ и „Принц“».

Отсюда можно сделать следующие выводы. Во‑первых, перед штормом на балаклавском рейде стояло два однотипных парохода - «Принц» и «Язон». Во‑вторых, если бы «Прэктикл мэкеникс джорнал» попался бы на глаза эпроновцам или японцам в момент подъема частей корпуса, то по точной спецификации, приводимой журналом, без особого труда можно было бы установить, является ли обследуемое судно «Принцем» или нет. К сожалению, никто этого не сделал.

Любопытно мнение на сей счет И.С. Исакова, адмирала флота Советского Союза: «"Принц", „Принц‑Регент“, „Черный Принц“, 200 тысяч, 500 тысяч франков, 1 миллион фунтов стерлингов, 60 миллионов франков, миллионы рублей золотом… Разные названия корабля, разные суммы, разные места его гибели…»

Да, действительно, найденный эпроновцами затонувший корабль мог быть и «Принцем», и «Язоном», и «Хоупом», и «Резолютом». До сих пор нет достоверных сведений, что пять золотых монет, поднятых японцами, были из тех бочонков, которые вез «Принц» для выплаты жалованья солдатам.

А было ли вообще золото на борту «Принца», когда он пришел на балаклавский рейд?

Историки и горе‑историки вроде В.С. Языкова из числа сотрудников ЭПРОНа и представители японской фирмы «Синкай Когиоссио», пытавшиеся восстановить подлинную картину катастрофы «Принца», забыли или не сочли достойным внимания один примечательный факт.

Ни одна шинель, телогрейка, пара сапог, ни один соверен не могли попасть в Балаклаву без санкции суперинтенданта британских экспедиционных сил, действовавших в Крыму. Суперинтендант был подчинен непосредственно финансовым органам Вестминстера в Лондоне, а его контора во время Крымской войны находилась в Константинополе.

Доставленные «Принцем» в Истамбульский порт обмундирование, амуниция, продовольственные запасы и золото должны были быть направлены в Балаклаву по списочному составу, предоставлявшемуся из Крыма главнокомандующим. Списки людей, погибших в боях, от болезней и эпидемий, с дьявольской последовательностью, каждый день, расходились с фактическими потерями, а «разница» оставалась в руках разбитных клерков (конечно, не без ведома их прямого начальника - суперинтенданта).

То, что манипуляции с золотом и снаряжением приносили прибыль подчиненным британского суперинтенданта в Константинополе, очевидно. Вот почему наиболее достоверной версией надо считать ту, которая утверждает, что бочонки с золотом были перегружены в Истамбульском порту на какой‑то другой корабль, и после этого «Принц» ушел в Балаклаву.

А вот другое веское свидетельство того, что на «Принце» не было золота. В эпопее «Принца» жестоко пострадали многие страны, кроме Англии. Так, Франция на поиски клада истратила полмиллиона, Италия - двести тысяч, Япония - почти четверть миллиона рублей золотом, в то время как Англия даже ни разу не предприняла попыток получить лицензию на право работ для извлечения погибшего корабля флота «Его Величества».

Бросается в глаза еще один немаловажный факт. Почти все исторические материалы, относящиеся к периоду Крымской войны, не упоминают, что на борту «Принца» к тому времени, когда он прибыл на балаклавский рейд, было золото. О бочонках с золотыми монетами говорят источники более позднего времени, когда широкая молва сделала «Принца» «Черным».





Метки:

В ноябре 1854 года корабли союзников под командованием адмирала Лайонса стояли у входа в Балаклавскую бухту . Среди них был и винтовой пароход «Принц».На нем из Англии привезли более сорока тысяч комплектов теплой одежды, медикаменты, продукты, боеприпасы и оборудование для подрыва затопленных кораблей на севастопольском рейде. Места в гавани не нашлось, и его оставили стоять на якоре на внешнем рейде- крайне опасном, когда ветер дует с моря.

К тому времени под Балаклавой стояло пять боевых кораблей, четыре военных парохода и множество транспортных судов. Около 30 кораблей находились в гавани.

14 ноября 1854 года началась сильнейшая буря. Скорость ветра достигала 37 метров в секунду. Лагерь англичан буквально сдувало ветром. В воздухе кружились одеяла, фуражки, шинели, сюртуки и даже столы и стулья. Макинтоши, каучуковая посуда, постельное белье, палаточная парусина летели по долине по направлению к Севастополю.

Бочки с ромом неслись по лагерю, подпрыгивая на камнях. Люди и лошади, сбитые с ног, беспомощно катались по земле. Крыша с дома английского главнокомандующего Реглана была сорвана и распластана на земле...

Командующий союзным флотом приказал всем линейным кораблям выйти в море.

Капитан «Принца» Гудель напрасно понадеялся на мощность паровой машины. Если бы пароход ушел в открытое море, то у него был бы шанс спастись, а у самого берега он был обречен. Судно сорвало с якоря и понесло на скалы. Капитан приказал рубить мачты. Срубленная бизань-мачта упала за борт, такелаж намотало на винты. Мичман и шестеро матросов бросились в бушующее море, и им чудом удалось спастись. «Принц» кормой врезался в прибрежные скалы и начал тонуть.

Всего в этот день союзники потеряли 60 кораблей, 11 из них в районе Балаклавы.

Стоимость «Принца» оценивали не менее чем в 600-700 тысяч фунтов стерлингов, или около 13 милионов рублей серебром. Людская молва переименовала пароход и дала ему название «Черный принц».

После его гибели появились слухи, что на его борту находилось золото- жалование английских военных. Называли и «точные данные» - тридцать бочонков золота в английской и турецкой валюте на сумму в два миллиона рублей, затем в пять миллионов и даже в десять. А.И.Куприн в «Листригонах» утверждал, что старикам в Балаклаве цифра известна абсолютно точно: «Шестьдесят миллионов рублей звонким английским золотом!»

Блеск золота не давал покоя. Старожилы Балаклавы предполагали, что он затонул слева от входа в бухту, метрах в 50-ти от белых скал, на глубине около 100 метров.

Первыми в 1905 году на поиски золота взялась итальянская компания «Рестуччи». Но они не нашли не только золота, но даже корабля.

Осенью 1923 года энтузиаст подводного дела В.С.Языков, с 1908г. занимавшийся поисками золота явился к Ф.Э.Дзержинскому с предложением, от которого трудно было отказаться. 17 декабря 1923 года приказом по ОГПУ № 528 была сформирована Экспедиция подводных работ особого назначения (ЭПРОН)

Летом 1925 года удалось обнаружить ряд предметов с легендарного парохода. Стало очевидно, что пароход раздавлен глыбами скал, обрушенных морем. Добраться до него было крайне сложно. К этому времени дополнительное изучение документов не подтвердило наличие на нем золота.

Последней, кто сделал попытку поднять пароход, оказалась японская фирма «Синкай Когисеио Лтд». Японцы обязались возместить государству средства, потраченные ранее на поиски «Принца» (около 70 000 рублей золотом), поделить пополам добытое золото, оставить ЭПРОНу оборудование, используемое при работах, и глубоководную водолазную маску, самую совершенную в то время. Однако их работы не увенчались успехом. Потратив 300 000 рублей, фирма прекратила работу. Всего было найдено «…семь золотых монет».

На этом поиск сокровищ «Черного принца» прекратился. Но осталась созданная Дзержинским организация – ЭПРОН – на тот момент крупнейший в стране центр морской поисково-спасательной службы. В 1931 году ЭПРОН был переименован в Аварийно-спасательную службу. Главной работой водолазов был подъем судов.

На Черном море эпроновцы подняли девять подводных лодок, затопленных в 1919году во время интервенции. С 1925 по1940 годы были подняты эсминцы «Калиакрия», »Сметливый», «Стремительный», «Лейтенант Шестаков», «Гаджибей», а также четыре башни линкора «Императрица Мария», затонувшего в 1916 году в Севастопольской бухте (вес каждой из них 850 тонн). Во время войны водолазы доставали со дна новейшие немецкие морские мины с несколькими степенями защиты. В послевоенные годы сотрудники занимаются спасательными операциями: в 1955 они спасали моряков флагмана Черноморского флота-линкора «Новороссийск», подорванного на том же месте,где в 1916 затонул линкор «Императрица Мария; в августе 1957 года водолазы трое суток боролись за жизнь экипажа подводной лодки м-351, затонувшей на рейде Балаклавы и вышли победителями.

31 августа1986года вблизи Новороссийска столкнулся и затонул пассажирский пароход «Адмирал Нахимов». Специалисты аварийно-спасательной службы несколько дней спасали жизни его пассажиров…

Таким образом, можно смело утверждать, что Балаклава является «колыбелью» водолазного дела страны Советов.

Что такое ЭПРОН? Задайте сейчас кому-нибудь такой вопрос — и вряд ли получите вразумительный ответ. А в 1930-х эта звучная аббревиатура была у всех на слуху: об ЭПРОН — Экспедиции подводных работ особого назначения — писали статьи и книги, снимали фильмы. Появление этой романтической организации (окончательно официальный статус она получила в декабре 1923-го) было связано с Черным морем и кораблями, затонувшими у крымских берегов.


Если быть точными, то поначалу речь шла не обо всех кораблях, а об одном-единственном легендарном судне — британском фрегате «Черный принц». Во время Крымской войны он затонул под Балаклавой вместе с другими кораблями соединенной эскадры, разбитыми о прибрежные скалы во время небывалого по силе урагана. С тех пор «Черный принц» не давал покоя искателям морских кладов: считалось, что, помимо продовольствия и обмундирования, он вез не то 200, а не то и вовсе 500 тысяч фунтов стерлингов золотом. И ушел на дно вместе с этим драгоценным грузом. Золотые монеты якобы были насыпаны в бочки, почему и должны были бы в целости и сохранности покоиться где-то на дне Балаклавской бухты, дожидаясь того счастливчика, который их найдет. А искали многие, не только российские подданные, но и французы, норвежцы, американцы. Больше всех повезло итальянским водолазам, исследовавшим дно бухты в начале XX века. Инженер Джузеппе Рестуччи привез с собой специальный глубоководный скафандр собственной конструкции — толстостенный медный ящик с тремя иллюминаторами и отверстиями для рук, опускавшийся вниз на прочном стальном тросе. С его помощью итальянцы обнаружили разбитый корпус корабля. Затонувшее судно было тщательно исследовано. Среди трофеев оказались подзорная труба, винтовка, ящик с пулями. А вот золота найти не удалось. Итальянцы еще несколько раз приезжали в Балаклаву, но успеха так и не добились. Первая мировая война и революция надолго приостановили охоту за сокровищами «Черного принца». Но в начале 20-х об этом заговорили вновь.

В 1923-м году из Севастополя в Москву приехал инженер Владимир Языков, одержимый энтузиаст-кладоискатель, еще с 1908 года безрезультатно хлопотавший о разрешении организовать работы по подъему «Черного принца». В Москве со своей идеей он сначала обратился в Реввоенсовет и к командующему Военно-морскими силами. Но ни там, ни там предложением севастопольского инженера не заинтересовались. И тогда он отправился в ОГПУ, к начальнику особого отдела Генриху Ягоде. Рассказ Языкова о золотых монетах на дне Балаклавской бухты показался Ягоде убедительным — и работа закипела.

Был отдан приказ о создании ЭПРОН и утверждении ее первого штата: на должность начальника ЭПРОН назначили Языкова, комиссаром (руководителем от ОГПУ) стал Лев Захаров-Мейер. Также в первоначальный состав ЭПРОН вошли несколько инженеров, водолазный специалист, врач, командир катера и бухгалтер. Главной задачей этой немногочисленной команды была организация «наилучших условий работы для экспедиции за золотом».

Прежде всего необходимо было построить аппарат (или, как его тогда называли, снаряд) для спуска на большую глубину. Проект снаряда разработал вошедший в состав ЭПРОН инженер Даниленко. Придуманное им устройство могло погружаться довольно глубоко, было рассчитано на трех человек, снабжено телефоном, прожектором и механическим манипулятором для захвата различных грузов. Корпус снаряда был сделан из стали и весил более 10 тонн.

К началу лета 1923-го снаряд был готов, до конца лета команда ЭПРОН занималась поисками точного местонахождения «Черного принца» в Балаклавской бухте: работали военные тральщики, дно обследовалось металлоискателями, гидроплан и аэростат проводили фотосъемку грунта.


Перед спуском на снаряде Даниленко. 1923 г.
В сентябре снаряд Даниленко, в котором находились сам конструктор и инженер, впервые опустился на дно. Затем состоялось еще два спуска — на 95 и 123 м. На тот момент это были мировые рекорды погружения! Начались регулярные морские работы — метр за метром, день за днем, месяц за месяцем эпроновцы обследовали дно Балаклавской бухты. Поиски продолжались более года, удалось обнаружить части корабля, разбросанные на морском дне, их очистили от грунта и ила, осмотрели буквально по сантиметру — но ни одной золотой монеты так и не было найдено. Руководство ОГПУ поняло, что дальнейшие поиски золота бесполезны, и в декабре 1924 года всякие работы в этом направлении было решено прекратить. За это время члены ЭПРОН обнаружили кладбище погибших английских кораблей, подняли много корабельных обломков, якорей и в дальнейшем продолжили заниматься поиском и подъемом затонувших судов.


Что же касается золота «Черного принца», то эта загадка до сих пор не разрешена. По одной из существующих версий, его не смогли найти по очень простой причине: в далеком 1854-м «Черный принц» вез в Балаклаву все что угодно, но только не золото, и все рассказы о его драгоценном грузе — не более чем вымысел...

Между прочим

Знаменитый корабль на самом деле назывался просто Prince («Принц»). «Черным принцем» его окрестили журналисты — видимо за то, что многие разорились на поисках его мифического золота, не один человек погиб. Под именем «Черный принц» фрегат и вошел в историю.

Татьяна Шевченко, «